Весенний номер «Религиоведческих исследований», посвященный старообрядчеству, наконец-то готов встретиться с читателями.
Новый выпуск журнала «Религиоведческие исследования» посвящен изучению истории и современного состояния старообрядчества. Динамика развития старообрядческих общин не может быть понята без включенного наблюдения, анализа бытующих в них устных и письменных текстов. Полевая и камеральная работа позволяет выявить ключевые основания их мировоззрения. Что дает религиоведу изучение старообрядчества? Прежде всего, понимание того, как функционирует замкнутая религиозная община в иноконфессиональном окружении, — как ведётся её бытописание, как во взаимодействии с народной религиозностью богословские воззрения, как формируется общинное самосознание. Ключевые антропологические и культурологические результаты, полученные при такого рода исследовании, могут быть экстраполированы практически на любую замкнутую, компактную группу.
В раздел «Тема номера» включены четыре статьи, связанные с изучением старообрядчества и традиционной культуры. Статья Н.В. Литвиной написана с опорой на архивные материалы старообрядческих общин Молдавии и Приморья. Три следующих текста тесно связаны с полевой работой в Кировской области. В.П. Богданов реконструировал родословия четырех старообрядческих семей разных согласий Южной Вятки. Е.В. Воронцова с опорой на полевые материалы по Кубани и Вятке представила размышления о месте женщины в современных беспоповских общинах. Наконец, статья В.К. Семибратова посвящена анализу религиозных представлений русского населения юга Кировской области.Таким образом, исследованиями оказались охвачены старообрядцы из разных регионов страны: Южного, Вятского, Дальневосточного. Особый интерес представляет изучение молдавской общины, пребывавшей некоторое время в составе румынского государства.