Кинематограф обладает широким спектром художественных средств и технических возможностей отображения реальности, в том числе, реальности религиозного характера. Религиозные образы и мотивы присутствуют с самого начала становления и распространения кинематографа (первая полнометражная цветная лента в истории кино – французский немой фильм «Жизнь и страсти Иисуса Христа» 1905 г.) и часто встречаются как в «классических» лентах зарубежного кинематографа, так и в современных фильмах, сериалах и мультипликационных произведениях. Религия может играть как основную роль в кинематографическом произведении, так и выполнять функцию фона, задавая контекст или выстраивая мировоззренческую картину протагонистов и антагонистов. При этом религия может использоваться в кино для достижения определенных прагматических целей (религиозная /антирелигиозная пропаганда), а может становиться продуктом популярной массовой культуры (как в случае с феноменом джедаизма).
В рамках данного номера «Религиоведческих исследований» мы планируем обратиться к широкому материалу кинематографа и на примерах различных классических и арт-хаусных фильмов, сериалов, аниме и иных кинопроизведений ответить на некоторые вопросы, в частности:
— Какие функции выполняет религия в кинематографических произведениях? Трансформация этих функций от «классического» кино к популярной культуре.
— Насколько широко мы можем трактовать художественные образы, на наш взгляд, содержащие религиозные смыслы, отсылки и аллюзии? И правомерна ли наша интерпретация в том случае, когда мы находим в увиденном религиозные мотивы, но создатели кинематографического произведения не вкладывали в него религиозные смыслы?
— Всегда ли мы можем выявить влияние конкретных религиозных традиций на создателей фильма? И как отличить данное влияние от опосредованных культурной средой образов и паттернов?
К обсуждению означенных и смежных проблем приглашаются религиоведы, культурологи, историки и критики кино. Мы также приглашаем преподавателей (религиоведения и не только), использующих кинематографический материал религиозного характера в своей педагогической деятельности, и ведущих тематических киноклубов поделиться своими наблюдениями и интерпретациями.
Номер планируется к выходу осенью 2024 года. Выпускающим редактором выступит Д.А. Ченцова.